Интервью - инструмент врача общей практики.

                                       (С.А. Кондренкова)

 

   Есть неоспоримый факт. Нельзя лечить без вступления в диалог, без завязывания межличностных отношений между врачом и больным. Иначе  надобность во враче бы отпала. Всю информацию по  методам лечения, о лекарственных средствах, способах диагностики можно найти в Интернете, в многочисленных книгах, почерпнуть из теле-  и радиопередач.

   Однако,  потребность в квалифицированном, в грамотном и что особенно значимо- тренированном в области межличностного взаимодействия врача,  растёт с каждым годом.  Для целостного подхода к болезням, который учитывает соматическое и психическое состояние человека, необходимо владеть психотерапевтическими методами обращения с больными людьми. Одним из таких методов является интервью.

       Что  дает врачу общей медицинской практике владение навыками интервью:

  • выстраиваются между врачом и пациентом «контрактные» отношения, которые объединяют их совместного дела- борьбы с болезнью

  •  сами по себе хорошо отлаженные межличностные отношения с пациентом, уже обладают терапевтическими свойствами

  •  появляется доверие к доктору -  ресурс,  защищающий доктора от ошибок.  Доверие  это основа плодотворного взаимоотношения.

  • врач сам структурирует, ведет разговор, являясь для пациента ведущим. Он управляет вниманием больного, его действием, следит за временем своего приёма.

  • использование навыков интервью является профилактикой «синдрома сгорания», профилактикой проблемы  эмоциональной вовлеченности, вхождения в эмоциональное состояние другого человека.                                                                              

   Таким образом, врач общей медицинской практики  может повысить эффективность своей терапевтической деятельности и защитить себя от «профессиональных недугов».

   Существует множество моделей взаимодействия, моделей терапевтического интервью.   Наиболее популярной и доступной для практического применения   в работе докторов является «пяти- шаговая  модель» интервью Айви.

      Первый шаг. Приветствие. Этот этап предусматривает установление эмоционального и содержательного контакта. Создание психологического альянса.

   В условиях работы врача общей медицинской практики на каждого пациента официально дано  двенадцать минут, а поток пациентов очень велик. Доктору необходимо оперативно включится в   жалобы    больного,  завоевать его доверие, уловит суть проблемы. Для этих задах мало просто    говорить с человеком, надо целенаправленно умело выстраивать межличностный  контакт:-провести самопрезентацию: назвать своё имя отчество, обращаться к пациенту по имени отчеству вне зависимости  от пола, возраста, социального статуса последнего. Это действие займет не более        пяти секунд. При разговоре смотреть на  собеседника, внимательно, с участием его выслушивать.

  Известно, что первое впечатление о человеке складывается впервые десять секунд общения. Экономя время на контакте, врачи получают неусвоение информации пациентами, не выполнение рекомендаций, отсутствие доверия к себе и как следствие нераспознование истинных проблем больного…Таким образом помощь таким  людям не оказывается.

  Из невербальных техник, доступных для применения в амбулаторной  практики можно выделить - умение следить за позой. По утверждению психологов, «открытая поза» (нескрещенность рук и ног),  техника присоединения (когда один человек  в зеркальном отражение повторяет позу другого, подстраивается под интонацию, под силу голоса и темп речи партнера, его эмоциональное состояние) дают возможность больному расслабиться и довериться человеку в белом халате. Пациент становится управляемым, готовым к выполнению рекомендаций.

    Второй шаг в модели Айви- это сбор информации. Происходит выделение проблемы. Задается вопрос: «В чем  Ваша проблема?», «Зачем пришли?» Выяснение жалоб пациента. Сбор анамнеза.

   Хочется отметить, что к терапевту общей медицинской практики приходят очень много  людей  не за медикаментозной помощью, а как к человеку, умеющему слушать. Важно дать возможность высказаться «эмоционально заряженному» больному, что занимает по времени, как правило не более двух минут.

  «Многие больные,  прежде чем обратятся к врачу, проводят многие часы и даже недели  в тягостных размышлениях о том что с ними происходит и что с ними будет дальше. Врачебный разговор учит относиться к переживаниям (симптомам), как к объектам, которыми можно управлять, а не как собственному пути.» (В.Ю. Завьялов) Что не только облегчает морально-психологическое состояние, но даже убирает те симптомы, которые могут выражать страх и тревогу (например,  тахикардия, чувство удушья и нехватки воздуха,  дискомфортные ощущения в области груди и брюшной области, лабильность артериального давления, потливость, чувство тревоги, нарушении сна и отсутствие аппетита и другие симптомы).

   В силу ограниченного временного фактора, докторам порой необходимо прервать  монолог пациента.   Это можно сделать разными способами. Но прежде всего надо дать понять человеку, что он услышан и вы сопереживаете ему. Это могут быть общие фразы, подытоживающие разговор. Например: «Иван Петрович, я внимательно выслушала и  сочувствую Вам, но для дальнейшего нашего сотрудничества нам необходимо осмотреть  Вас….» Или «Я понимаю Вас, но данную проблему мы не сможем решить в стенах этого кабинета» 

   В силу   специфичности работы - докторам полезно владеть основами конфликтологии. Часто человека достаточно выслушать и не теряя самообладания  проявить участие. Сказать, что Вы видите как он расстроен и что данная ситуация Вас тоже огорчает, рассмотреть пути решения конфликта. В таких ситуациях важно не выплеснуть эмоции, а обозначить чувства.

  На третьем этапе  интервью определяют желаемый результат. Готов ли больной лечиться. На какой результат рассчитывает.

 Следующий шаг- это выработка альтернативных решений. Доктор предлагает, что возможно сделать в конкретном случае (виды обследований, консультации специалистов узкого профиля, выбор лекарственных препаратов.)

  Пятый шаг предусматривает четкие рекомендации и назначения. Обучение новым навыкам для успешного дальнейшего выздоровления (например, лфк), а так же контроль над  правильностью предписаний.

     Таким  образом,  интервью может быть использовано,  как  один из инструментов для работы врачей, повышая эффективность их терапевтической деятельности.

 

 
 
 







 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
   
   
Hosted by uCoz