|
Интервью - инструмент врача общей практики.
(С.А. Кондренкова)
Есть неоспоримый факт. Нельзя лечить без вступления в диалог,
без завязывания межличностных отношений между врачом и больным. Иначе
надобность во враче бы отпала. Всю информацию по методам лечения, о
лекарственных средствах, способах диагностики можно найти в Интернете, в
многочисленных книгах, почерпнуть из теле- и радиопередач.
Однако, потребность
в квалифицированном, в грамотном и что особенно значимо- тренированном в
области межличностного взаимодействия врача, растёт с каждым
годом. Для целостного подхода к болезням,
который учитывает соматическое и психическое состояние человека,
необходимо владеть психотерапевтическими методами обращения с больными
людьми. Одним из таких методов является интервью.
Что дает врачу общей медицинской практике владение
навыками интервью:
-
выстраиваются
между врачом и пациентом «контрактные» отношения, которые объединяют
их совместного дела- борьбы с болезнью
-
сами по себе
хорошо отлаженные межличностные отношения с пациентом, уже обладают
терапевтическими свойствами
-
появляется
доверие к доктору - ресурс, защищающий доктора от ошибок.
Доверие это основа плодотворного взаимоотношения.
-
врач сам
структурирует, ведет разговор, являясь для пациента ведущим. Он
управляет вниманием больного, его действием, следит за временем
своего приёма.
-
использование
навыков интервью является профилактикой «синдрома сгорания»,
профилактикой проблемы эмоциональной вовлеченности, вхождения в
эмоциональное состояние другого
человека.
Таким образом, врач общей медицинской практики может повысить
эффективность своей терапевтической деятельности и защитить себя от
«профессиональных недугов».
Существует множество моделей взаимодействия, моделей
терапевтического интервью. Наиболее популярной и доступной для
практического применения в работе докторов является «пяти- шаговая
модель» интервью Айви.
Первый шаг.
Приветствие. Этот этап предусматривает установление эмоционального и
содержательного контакта. Создание психологического альянса.
В условиях работы врача общей медицинской практики на каждого
пациента официально дано двенадцать минут, а поток пациентов очень
велик. Доктору необходимо оперативно включится в жалобы больного,
завоевать его доверие, уловит суть проблемы. Для этих задах мало просто говорить с человеком, надо целенаправленно умело выстраивать
межличностный контакт:-провести самопрезентацию: назвать своё имя отчество, обращаться к
пациенту по имени отчеству вне зависимости от пола, возраста,
социального статуса последнего. Это действие займет не более пяти
секунд. При разговоре смотреть на собеседника, внимательно, с участием
его выслушивать.
Известно, что первое впечатление о человеке складывается
впервые десять секунд общения. Экономя время на контакте, врачи получают неусвоение информации пациентами, не выполнение рекомендаций, отсутствие
доверия к себе и как следствие нераспознование истинных проблем
больного…Таким образом помощь таким людям не оказывается.
Из невербальных техник, доступных для применения в амбулаторной
практики можно выделить - умение следить за позой. По утверждению
психологов, «открытая поза» (нескрещенность рук и ног), техника
присоединения (когда один человек в зеркальном отражение повторяет позу
другого, подстраивается под интонацию, под силу голоса и темп речи
партнера, его эмоциональное состояние) дают возможность больному
расслабиться и довериться человеку в белом халате. Пациент становится
управляемым, готовым к выполнению рекомендаций.
Второй шаг
в модели Айви- это сбор информации. Происходит выделение проблемы.
Задается вопрос: «В чем Ваша проблема?», «Зачем пришли?» Выяснение
жалоб пациента. Сбор анамнеза.
Хочется отметить, что к терапевту общей медицинской практики
приходят очень много людей не за медикаментозной помощью, а как к
человеку, умеющему слушать. Важно дать возможность высказаться
«эмоционально заряженному» больному, что занимает по времени, как
правило не более двух минут.
«Многие больные, прежде чем обратятся к врачу, проводят
многие часы и даже недели в тягостных размышлениях о том что с ними
происходит и что с ними будет дальше. Врачебный разговор учит относиться
к переживаниям (симптомам), как к объектам, которыми можно управлять, а
не как собственному пути.» (В.Ю. Завьялов) Что не только облегчает
морально-психологическое состояние, но даже убирает те симптомы, которые
могут выражать страх и тревогу (например, тахикардия, чувство удушья и
нехватки воздуха, дискомфортные ощущения в области груди и брюшной
области, лабильность артериального давления, потливость, чувство
тревоги, нарушении сна и отсутствие аппетита и другие симптомы).
В силу ограниченного временного фактора, докторам порой
необходимо прервать монолог пациента.
Это можно сделать разными
способами. Но прежде всего надо дать понять человеку, что он услышан и
вы сопереживаете ему. Это могут быть общие фразы, подытоживающие
разговор. Например: «Иван Петрович, я внимательно выслушала и
сочувствую Вам, но для дальнейшего нашего сотрудничества нам необходимо
осмотреть Вас….» Или «Я понимаю Вас, но данную проблему мы не сможем
решить в стенах этого кабинета»
В силу специфичности работы - докторам полезно владеть
основами конфликтологии. Часто человека достаточно выслушать и не теряя
самообладания проявить участие. Сказать, что Вы видите как он расстроен
и что данная ситуация Вас тоже огорчает, рассмотреть пути решения
конфликта. В таких ситуациях важно не выплеснуть эмоции, а обозначить
чувства.
На
третьем этапе
интервью определяют желаемый результат. Готов ли больной лечиться. На
какой результат рассчитывает.
Следующий шаг- это выработка альтернативных решений. Доктор
предлагает, что возможно сделать в конкретном случае (виды обследований,
консультации специалистов узкого профиля, выбор лекарственных
препаратов.)
Пятый шаг
предусматривает четкие рекомендации и назначения. Обучение
новым навыкам для успешного дальнейшего выздоровления (например, лфк), а
так же контроль над правильностью предписаний.
Таким образом, интервью может быть использовано,
как один из
инструментов для работы врачей, повышая эффективность их терапевтической
деятельности.
|